Sick child teddy examinedОчень актуальная тема для любого родителя. Сейчас, когда вирусы шагают по планете, на уроке сидит половина класса, а у нас новая сложная тема, этот вопрос актуален и для учителя.

На днях наткнулась на статью о пропусках в школе, уважительных причинах и о том, как поступать, если не болеть не получается. Статья не моя, орфография и пунктуация автора сохранены.

Пропуски: причины и уважение.

Некоторых вещей просто не бывает. Хочется, конечно, чтобы были. Но не бывает. Вот мне, например, хочется, чтобы никто из моих учеников не пропускал ни одного моего урока. Почему? Потому что у меня не уроки, а система уроков. Каждый урок − часть длинной веревочки, которая вьется, вьется, завязывается в узелочки, переплетается в сложный рисунок и в результате должно образоваться единое полотно – система знаний, умений и представлений в моей предметной области. Если веревочку разорвать − будет дырочка. Если разорвать в нескольких местах − будет много дырочек, и единое полотно не получится. А если веревочку раз в четверть разрывать на недельку, то получится не система знаний, а обрывки, ошметки и обрезки из разрозненных фактов, зазубренных теорий и заученных и бабушкой проверенных (он при мне учил, я сама проверяла!) параграфов.

Некоторых вещей ну просто не бывает. Хотя, конечно, очень хочется, чтобы были. Хочется отдать ребенка в самую лучшую школу. Чтобы он учился у самых лучших учителей. У таких, которые на просто ведут свои уроки, но именно влюбляют в свои занятия. И чтобы объясняли понятно, чтобы проверяли работы быстро, чтобы за правильные ответы хвалили, а за ошибки не ругали. И чтобы, если у родственников свадьба или мы горячие путевки взяли, или на соревнование по серфингу уехали, а проблем не возникло. Вот чтобы проболел ребенок две недели, пришел в школу, и оказалось, что ничего он не пропустил. Чтобы жизнь в школе останавливалась, новый материал не проходили, ничего сложного не объясняли, пока мой сын болеет. И чтобы контрольные переносили с учетом того, пока мой ребенок к школе опять привыкнет после болезни. На худой конец, чтобы материал, пропущенный моим ребенком по уважительной причине, был легким, и я сама могла его объяснить ему быстренько вечерком.

Уважительная причина

Уважение − понятие тонкое, субъективное, измерению не поддающееся. Нужно ли уважать только медицинскую справку, или записку и смску тоже можно уважить, нигде не написано. В целом, каждая школа в своих локальных актах сама прописывает, какие причины они уважают, а какие − нет. У нас, например, уважительными считаются все причины, которые родители ребенка считают уважительными для пропуска уроков. У нас неуважительная причина − это прогул, совершенный по злому умыслу без ведома родителей. Из-за отсутствия законодательной поддержки мы уважаем и концерт в музыкальной школе, и юбилеи всех родственников, и сезонные скидки на билеты, и даже “была бледненькая, решили, пусть дома побудет”. О границах уважения Закон “Об образовании” молчит, полагаясь на ответственность и сознательность родителей. Родители же, с готовностью берут на себя ответственность за пропуск, предоставляют документы, справки, записки, объясняющие причину пропуска. И оседают эти гаранты уважения во все толстеющих от сентября к маю папках у классного руководителя.

Отставание по программе

Если школа слабая, учитель плохой, программа выполняется кое-как, в классе проблемы с дисциплиной, то, конечно, можно и пропустить недельку. А лучше две. А еще лучше поменять школу и на более полезную. А если школа приличная, и не один, а сразу несколько учителей на уроках учат и развивают детей, организуя процесс так, что с каждым уроком наблюдается прирост в знаниях и уверенности в собственных силах? А если на уроках изучается больше материала, чем есть в учебнике (не всегда же учить стандартно и по минимуму)? А если на уроке даются упражнения и организуются тренинги для повторения и запоминания (накапливаются же за годы практики приемчики, облегчающие усвоение)? А Вася болел… Я умышлено не рассматриваю варианты, при которых Вася был в отпуске с папой, на рыбалке с дедушкой или на турнире по теннису с командой и тренером. Я считаю, что самая проблемная ситуация возникает именно когда Вася болел, лежал под наблюдением врачей и изучать алгебру и географию ну просто не мог.

Если ребенок болеет, закон возлагает ответственность за его образование на родителей. Вообще, по закону, родители и школа совместно несут ответственность за образование ребенка. Если ребенка в школе нет, его образование не останавливается. Содержание образования, которое надлежит ребенку освоить за пропущенный период не может быть исключено, от него нельзя освободить. Ведь в конце обучения в школе выдается аттестат, где сказано, что все предметы освоены в полной мере. От изучения школьных предметов нельзя освободить ни справкой от врача, ни письмом от тренера − школьное образование в нашей стране обязательно, по крайней мере, до девятого класса.

У одной моей знакомой на три недели заболел сын, ученик третьего класса. Она договорилась со своей знакомой, мамой одноклассницы, что та будет помогать, каждый день передавать все записи, сделанные в классе в тетради и домашнее задание. Потому что трехнедельное отставание для третьеклассника − это пропасть, если, конечно (последний раз об этом говорю), учитель сильный и добросовестный. На второй неделе она поделилась впечатлениями. Сказала, что математика их семье давалась легко, она могла все объяснить сыну сама, и ей даже нравилось играть в учительницу начальных классов. А русский, английский и окружающий мир ей оказались не подвластны. Она пошла к учительнице и спросила, что делать. И учительница посоветовала не пытаться учить ребенка по-своему, переучивая его на свой лад. Она предложила просто давать ему записи одноклассницы, чтобы он разбирал их сам. Ведь записи в тетради третьеклассника рассчитаны как раз на третьеклассника. И оказалось, что с русским и окружающим миром такой подход сработал. Мальчик переписывал записи с уроков в свою тетрадь, разбирал их (даже кое-что маме объяснил, чего она не знала) и домашние задания делал практически сам, с минимальной помощью. С английским, правда, было хуже.

Не ставьте мне двойку

На что можно рассчитывать, если уроки пропущены? Освободить от освоения пропущенного материала ученика нельзя. По нормативным документам нельзя. Да и просто нельзя − система сломается, пазл предметных знаний не соберется, этот пробел рано или поздно аукнется. Если, конечно, подходить к этому вопросу серьезно. Но это тема для другого рассуждения − о выборе школы, подходящей для семьи по приоритетам, ценностям и убеждениям. Я как мать хочу, чтобы мой сын учился, не оставляя за спиной дыр и несвязанных фрагментов, стараясь только лишь избежать плохих оценок.

Я могу не ставить двоек вообще. Я, вообще, могу всем ставить только пятерки. Я даже могу сразу, в начале четверти, всем поставить пятерки и пойти постить фотографии в соцсети. Вот только это будет обман. Такой же обман, как если я сделаю вид, что не заметила двухнедельного отсутствия Васи, и что у него нет пробела в освоении моего предмета. Что я могу сделать для Васи − я могу отсрочить ему сдачу пропущенного материала. Или могу разрешить пересдать работу, переделать попозже, после того, как он перепишет материал из тетрадей одноклассников или возьмет конспект у меня. Еще могу ответить на вопросы по самым сложным моментам в пропущенном материале. Чего  я не могу сделать для Васи – не могу освободить его от написания работы, назначенной для всех в день его выхода с больничного. Потому что, пытаясь с ней справиться, он включается в работу. Не просто сидит, осознавая силу медицинской справки как небьющегося защитного тотема, а вникает и осознает, что именно ему не понятно, что он пропустил, или, наоборот, освоил и без моей помощи. Еще потому, что я верю, что во время болезни Вася почитывал учебник, получал фотографии конспектов от одноклассников, занимался и старался не отстать. Я верю, что Вася выполнит работу, как минимум, на четверку. Что за время учебы он научился быть ответственным и самостоятельным, и его не так просто напугать.

Что может сделать для Васи его мама? Во-первых, организовать изучение хотя бы части учебного материала во время отсутствия ребенка в школе, то есть реализовать свою ответственность за образование ребенка, предписанную законом. Во-вторых, помочь понять, что двойка за пропущенный материал – это не конец света, а сигнал о том, что есть пробелы в знаниях, которые нужно устранить.

Четыре года у меня учился молодой человек, который процентов тридцать учебного времени находился на спортивных соревнованиях по фехтованию. Он побеждал в турнирах непостижимого для меня уровня, он и сейчас успешный спортсмен. Из своих поездок, где он, как я понимаю, не отдыхал, он всегда возвращался готовым ко всем урокам на четверки. Отличником не был, но предмет в целом осваивал очень успешно. Я его напрямую спросила, как ему это удается. Он посмотрел на меня удивленно и сказал: “А что, Интернет отменили?“. Не только я, все учителя старались идти ему на встречу, создавать условия для того, чтобы он мог повысить свои оценки до желаемого уровня.

Таких учеников и сегодня у меня много. Вот только в четверг из поездки в отпуск с родителями вернулась пятиклассница, в первый же день сдавшая все пропущенные работы и даже тетрадь на проверку. Сегодня все чаще как норма воспринимается желание семьи дать ребенку самое лучшее образование, вера в возможности, способности, ответственность и самостоятельность своих детей. Я люблю свою работу…

Людмила Некрасова

http://schoolquest.ru/propuski-prichiny-i-uvazhenie